Применение бетононасосов и автобетононасосов в строительной практике

Бетононасос - техническое устройство предназначенное для подачи товарного бетона или цементного раствора от места приготовления рабочей смеси или выгрузки её из автобетоносмесителей, непосредственно в место подготовленное для заливки.

Необходимость применения бетононасосов и автобетононасосов в строительной практике

Потребность в использовании бетононасоса может возникнуть в следующих случаях:

  • • Невозможен подъезд бетоносмесителя или иного средства транспортировки н6епосредственно к месту заливки рабочей смеси в опалубку, что может быть связано с отсутствием дороги, наличием непреодолимых препятствий искусственного(отвалы, рытвины, траншеи) или естественного(овраги, русла, слабый грунт, сильные уклоны), либо препятствий иного рода(соседи, административные ограничения).
  • • Расположение объекта на территории старой застройки, среди ранее возведенных зданий и сооружений. В подобных ситуациях подъезд автобетоносмесителей для выгрузки может быть затруднён либо чреват возможностью технических затруднений. Существующие здания и сооружения сами по себе могут являться помехой для перемещений.
  • • Участок с расположенным на нем объектом находится не на первой линии, а в глубине существующей застройки, непосредственный проезд(руление) невозможен или затруднен для крупногабаритного бетоносмесителя.
  • • Существуют иные непреодолимые препятствия для проезда миксера с бетоном. Таковыми могут быть заборы, железнодорожные пути, путепроводы, виадуки или иные сооружения.
  • • Требуется подача бетона на существенную высоту, что также становится легкоразрешимой задачей в случае применения бетононасоса аренда которого в такой ситуации не только окупается, но и становится единственным рациональным решением.
  • • Возможны иные ситуации, в которых жизнь требует новых или нестандартных технических решений.

Разновидности бетононасосов применяемых в строительстве

Бетононасосы, по своим конструктивным и эксплуатационным характеристикам, подразделяются на две основные группы, а именно: стационарные бетононасосы и бетононасосы на шасси автомобиля(автобетононасосы). Немного о каждом из них:

Автобетононасос – мобильный бетононасос на шасси грузового автомобиля

Автобетононасос – автономный мобильный насос для перекачки бетона(раствора, рабочей смеси) к месту заливки, установленный на шасси грузового автомобиля. Автомобильный бетононасос имеет собственную раскладывающуюся стрелу с вмонтированной в неё трубой-бетоноводом. Стрела-труба состоит из нескольких подвижных колен, с полностью контролируемыми степенями свободы(возвышение, вылет, складывание и т.д.), в своем роде - манипулятора. Существующие на сегодняшний день автобетононасосы, в зависимости от конкретной марки установки, имеют в своем арсенале подающие устройства в дистанцией подачи от 22-х до 70-и метров. Рекордсменом среди существующих(2010 год) автобетононасосов является установка Putzmeister М70-5 - супербетононасос сооруженный на пятиосном шасси тягача Kenworth C 500B в сцепке со специально изготовленным пятиосным полуприцепом.

Дополнение: Следующим рекордсменом в этой области стала установка CIFA K80H Carbotech(2010-2012) на доработанном шасси Mercedes. К этому времени торговая марка CIFA уже была "консолидирована" китайским Zoomlion. Смонтирован на семиостном шасси длиной 14,99 см и имеет максимальную высоту подачи 79,5 м. Верхние секции построены на основе композитных материалов.
В дальнейшем, инициатива в создании рекордсменов этого класса строительной техники полностью перешла к китайским производителям.

Принцип работы автобетононасоса: поступающий с лотка бетоносмесителя (бетономешалки, миксера) раствор или бетонная смесь постепенно загружается в приёмный бункер автобетононасоса. Насосная установка перекачивает смесь по стреле-бетоноводу непосредственно к месту выгрузки: в удаленную точку или на высоту подъема. Кроме того, существует возможность подачи бетона или раствора не только по стреле автобетононасоса, но и наращивать её дополнительными трубами-бетоноводами или так называемой - трассой. Трасса может быть собрана прямо на объекте из отдельных металлических труб, соединённых специальными муфтами. Конструкцию трассы завершает гибкий резиновый шланг-хобот, предназначенный для равномерного распределения бетона по опалубке. Длина хобота 4 метра. Существует также возможность использования сдвоенного шланга, для повышения мобильности поступающего потока при бетонировании. По мере необходимости, трассу из бетоноводов присоединяют непосредственно к бетононасосу, не используя стрелу автобетононасоса.

Бетононасос стационарный – несамоходная бетононасосная установка

Стационарный бетононасос – несамоходная установка на подвижном шасси с возможностью транспортировки с помощью прицепного устройства. Бетононасос перемещается на объект назначения в виде прицепа, отдельным тягачом. Важнейшее преимущество стационарной техники - возможность прокачки бетона на большие высоты, большие удаления и в больших объемах. При этом, удельная стоимость такого способа подаче оказывается существенно ниже, нежели при использовании мобильных бетононасосов. Стационарные бетононасосы позволяют подавать бетон или раствор: на высоты около 100 метров и удаление более чем 300 метров от источника. На практике цифры могут несколько отличаться, но эти параметры существенны при строительстве высотных сооружений. В подобных случаях на высоте подачи используется бетонораспределительная стрела.

Существенное преимущество эксплуатации стационарных бетононасосов - стоимость аренды и эксплуатации, которые заметно ниже, в сравнении с использованием автобетононасоса. Кроме того, в настоящее время не существует автомобильных бетононасосов, способных подавать смесь на достаточные высоты, когда речь идёт о монолитном строительстве небоскрёбов, с высотами превышающими 100 метров и даже более. Мощнейший из производимых сейчас в мире автобетононасосов – Pultzmeister – способен работать на высотах до 70 метров. Но, как можно догадаться, аренда автобетононасоса подобного класса – крайне недешевое мероприятие.